Автор Тема: Полномочия контрольных органов в части проверки обоснования НМЦК  (Прочитано 5135 раз)

  • No avatar
  • ***
18 Сентября 2015, 07:22:53
Добрый день, уважаемые коллеги!
При осуществлении контроля в сфере закупок все чаще сталкиваемся с вопросом о проверке обоснования НМЦК. Нам постоянно приходят обращения граждан и юр.лиц, связанные с жалобами на нарушения требований в части обоснования НМЦК... При этом большинство таких обращений к нам поступает из других органов, перенаправленных нам "по компетенции"...  Суть всех обращений сводится к завышению цены контракта, в связи с "формальным" обоснованием НМЦК, что по факту приводит в двукратному и более завышению реальной цены...
Проблема в том, что при проведении нами проверок и при фактически явном завышении цена НМЦК (например когда бензин для обычных водителей стоит 35 рублей, а для государственных учреждений в результате конкурса по 70 руб), фактического прямого нарушений норм законодательства нет... Не секрет, что при составлении документации для закупки обоснования НМЦК, в случаях когда должен использоваться метод сопоставимых рыночных цен, обоснования осуществляется формально. Рекомендуемый порядок частенько используется для реализации "серых" схем. А порядок один и форма стандартная: направляется 5 запросов ценовой информации 3 ответа - коммерческих предложения на которые берутся в расчет. И тот факт, что текст этих документов оговорен заранее и подогнан под требуемый шаблон, остается за кадром... Каких либо ограничений по этому поводу закон не предусматривает... При этом остальные "рекомендуемые" способы получения ценовой информации игнорируются, что законом не запрещено... При условии, что метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным, недобросовестные заказчики этим пользуются...
Возникает вопрос - как с этим бороться? и главное кто все же должен осуществлять такой контроль?

Начнем со второго вопроса:
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона 44-ФЗ ОВГФК осуществляется контроль обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график. Не означает ли это, что ОВГФК не осуществляет контроль обоснования НМЦК как такой, а только при проверке закупок, включенных в план-график, в том числе на предмет обоснования стоимости закупки, которая утверждена планом-графиком. Фактически обоснования НМЦК при составлении плана-графика и при подготовки документов для закупки может существенно отличаться... Фактически другие органы контроля в сфере увидев вопрос обоснования НМЦК сейчас списывают все на нас, но реальных механизмов воздействия и исправления ситуации мы не имеем... Допустим, если обнаружено что закупка уже запущена, объявлен аукцион в котором заведомо завышена цена... Даже если у нас есть какие-либо претензии к этому обоснованию, повлиять на процесс мы не имеем полномочий, так как в соответствии с пунктом 3 части 27 статьи 99 предписания мы можем выдавать до начала закупки... Единственная возможность это обращение в суд для признания закупки недействительной, что в свете существующей нормативной базы в части обоснования НМЦК практически не возможно... По уже заключенному контракту ситуация аналогичная, а вопрос признания закупки недействительной по уже заключенному контракту вообще нецелесообразен... Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель осознано ограничил ОВГФК в части полномочий, так как таких действий просто не должно быть, и что контроль обоснования НМЦК, должен касаться только тех закупок, которые включены к план-график, но не начаты...
Соответственно, обоснования НМЦК, кроме включенных в план-график и не совершенных, должен осуществляться органами, обозначенными в части 3 статьи 99, то есть ФАСом и уполномоченными органами...

Возвращаемся к первому вопросу:
Если предполагать, что закупка еще не началась, то должны фиксировать "некорректность расчетов" и требовать в предписании проведении иных способов обоснования, кроме запроса предложений... По уже начатой и (или) завершенной закупке нашими полномочиями сделать уже что то бесполезно...

Прошу, коллеги, высказаться по этому вопросу... Так как для нас ситуация тупиковая, такие закупки у нас осуществляются сплошь и рядом, но руки наши связаны...

понравился материал ОНФ, узнаешь "народ" в лицо
https://zachestnyezakupki.onf.ru/graybook
 
С уважением,
Ким Александра Опоковна
ОФГВК Хабаровского края
___________________________
IMHO - текст опубликованных сообщений не является официальной позицией органа и выражает только мнение и личную позицию человека