Автор Тема: Требования Федерального закона № 294-ФЗ в отношении муниципального контроля  (Прочитано 9950 раз)

  • No avatar
  • ***
18 Марта 2014, 05:28:37
Уважаемая эксперты Минфина и коллеги!

Из заключения правовой экспертизы проекта муниципального правового акта "О порядке осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в муниципальном образовании":
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ при проведении контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны применяться положения Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон).
В соответствии с частью 3 и 3.1 Закона положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:
- к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов муниципального контроля;
- при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):
3) контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
14) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Получается, что порядок осуществления муниципального финансового контроля (внешнего и внутреннего) должен соответствовать требованиям ФЗ № 294-ФЗ?
Встречались ли Вы с подобным вопросом? И какие правовые основания можно привести в опровержение данного заключения...
 
С уважением,
Ким Александра Опоковна
ОФГВК Хабаровского края
___________________________
IMHO - текст опубликованных сообщений не является официальной позицией органа и выражает только мнение и личную позицию человека

  • *
19 Марта 2014, 11:49:40
Коллега, не совсем понятно обоснование (с правовой точки зрения) необходимости увязки полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю с положениями 294-ФЗ? Согласно требованиям БК РФ к субъектам контроля, кроме участников бюджетного процесса, относятся, в том числе и юридические лица, индивидуальные предприниматели, получающие средства бюджета в форме субсидий. Один вид контроля, входящий в полномочия муниципалов, подпадал под действие 294-ФЗ - это контроль за проведением муниципальных лотерей. Но данный вид полномочий (организация этих лотерей)исключен из этих полномочий с 01.01.2014 в связи с изменениями, снесенными в 131-ФЗ.

  • No avatar
  • ***
20 Марта 2014, 02:48:30
Коллега, не совсем понятно обоснование (с правовой точки зрения) необходимости увязки полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю с положениями 294-ФЗ? Согласно требованиям БК РФ к субъектам контроля, кроме участников бюджетного процесса, относятся, в том числе и юридические лица, индивидуальные предприниматели, получающие средства бюджета в форме субсидий. Один вид контроля, входящий в полномочия муниципалов, подпадал под действие 294-ФЗ - это контроль за проведением муниципальных лотерей. Но данный вид полномочий (организация этих лотерей)исключен из этих полномочий с 01.01.2014 в связи с изменениями, снесенными в 131-ФЗ.

1. Внутренний и внешний муниципальный финансовый контроль - это муниципальный контроль. Нигде не нашла, что муниципальный финансовый контроль и муниципальный контроль это разные виды. Логически - муниципальный финансовый контроль это подвид муниципального контроля, то есть это муниципальный контроль, который органы местного самоуправления осуществляют в соответствии с федеральным законом от 31.07.1998 N 145-ФЗ "Бюджетный кодекс Российской Федерации"

Цитировать
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
статья 17.1 Муниципальный контроль
1. Органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.
2. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
 

2. в исключениях от применения 294-ФЗ муниципального финансового контроля нет. 

Цитировать
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

3. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:
1) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;
3.1. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):
3) контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
14) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

часть 3 пункт 1: контрольные мероприятия требуют прямого взаимодействия контрольного органа с объектами контроля.
часть 3.1. касается только государственного контроля.

ИМХО. Вопрос в том, из всех перечисленных вопросов и сфер контроля в части 3.1 статьи 1, кроме пунктов 3) и 14) муниципальный контроль не осуществляется (могу ошибаться...). Поэтому относить действие статьи к муниципальному контролю напрямую нельзя. Предполагать, что законодатель забыл добавить в преамбулу части 3.1 слово муниципальный не решусь...
Такая же ситуация по административке. В общем порядке предусмотрена такая возможность. Но законодательство об административных нарушениях никогда напрямую не наделяло ОМСУ правом вести административную практику. В основном это исключение из правил, все таки это сфера государственной власти... муниципальным органам мы может передать только наши полномочия...

3. Речь идет не просто об иных юридических лицах и пр. получателей субсидий по договорам и соглашениям, а о всех объектах контроля, так как ОМСУ (администрация, ГРБС и др.) и муниципальные учреждения обладают статусом юридических лиц.
294-ФЗ не предполагает исключений по объектам контроля в зависимости от роли его в бюджетном процесса или от способа его финансирования.

P.S.: Я искренне надеюсь, что есть правовые основания, которые опровергают указанные доводы. Но сама найти их не могу. Ведь прокуратура, обнаружив этот неосвоенный пласт, будет подходить в рассмотрению вопроса буквально как прописано в законе, а доводов на оправдаться не будет. Первое обращение с жалобой в прокуратуру юридически грамотного объекта контроля, повлечет за собой предписание прокуратуры и прочие последствия...
И здесь дело не только в 252-ФЗ, так было и раньше...
С уважением,
Ким Александра Опоковна
ОФГВК Хабаровского края
___________________________
IMHO - текст опубликованных сообщений не является официальной позицией органа и выражает только мнение и личную позицию человека

  • No avatar
  • **
12 Февраля 2016, 08:35:59
Я сегодня столкнулась с этой проблемой. Сама представляю ОВГФК уровня субъекта, с муниципалами взаимодействуем "постольку - поскольку", чисто методическая помощь по разным вопросам в форме консультаций. Сегодня озаботилась вопросом должны ли муниципалы отчитываться в статистику по форме №1-контроль. Сами мы такие сведения не предоставляем. Мотивируем тем, что Форма №1-контроль разработана в рамках проведения мониторинга эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, регламентированного законом №294-ФЗ, а поскольку в соответствии с ч. 3.1. статьи 1 закона  его положения не распространяются на контроль в финансово-бюджетной сфере, осуществляемый нами, то и сведения мы не предоставляем. Получается, что раз муниципальный контроль в финансово-бюджетной сфере не исключен из сферы 294-фз, ОВМФК такие сведения предоставлять должны? Про Минфиновские письма от  27.04.2015 N 02-01-09/24357 и от 26.12.2014 N 02-10-10/67813 в курсе. Уважаемые коллеги, прошу поделиться мнениями и опытом! О, сколько нам открытий чудных...
     

  • No avatar
  • **
12 Февраля 2016, 08:49:42
Про прокуратуру и неосвоенный пласт согласна с Вами, Александра. Наши бедные муниципалы и так от них по всем фронтам страдают. Хочется как-то уберечь и предупредить. Наткнулась, кстати, на постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.07.2015 N Ф03-2051/2015 по делу N А24-4634/2014, где суд указал, что к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, применяются положения  закона N294-ФЗ, и признал результаты проверки органа внешнего муниципального финансового контроля незаконными, так как был нарушен срок уведомления о проведении плановой проверки.
   

  • No avatar
  • **
12 Февраля 2016, 12:25:47
Еще попалось письмо Минфина от 4 августа 2015 №02-10-09/45065 и письмо Минэконома от 13 сентября 2010г. NД05-3096. Вдруг кто-то просмотрел и понадобится.

  • No avatar
  • ***
24 Февраля 2016, 06:21:40
Добрый день, формально статистика по форме №1-контроль по муниципальному финансовому контролю должна предоставляться, как и должны соблюдаться все остальные требования закона 294-ФЗ
С уважением,
Ким Александра Опоковна
ОФГВК Хабаровского края
___________________________
IMHO - текст опубликованных сообщений не является официальной позицией органа и выражает только мнение и личную позицию человека

  • No avatar
  • *
24 Февраля 2016, 12:37:51
Добрый день, формально статистика по форме №1-контроль по муниципальному финансовому контролю должна предоставляться, как и должны соблюдаться все остальные требования закона 294-ФЗ

Добрый день!
В этой связи возникает вопрос: как составить регламент проведения проверок по 294-ФЗ, если 294-ФЗ не соответствует БК РФ в части видов контроля,наличия документа "представление", "заключение"... К тому же, есть полномочия органов ВМФК по 44-ФЗ,где требуется принятие Порядка проведения проверок, а не Регламента. При этом, ни БК РФ, ни 44-ФЗ не ссылаются на 294-ФЗ в части осуществления контроля... Как-то много противоречий.
К тому же надо отметить, что Прокуратура согласовывает Порядки ОМСУ по осуществлению ВМФК, не соответствующие 294-ФЗ без возражений.

  • No avatar
  • ***
25 Февраля 2016, 03:22:50

Добрый день!
В этой связи возникает вопрос: как составить регламент проведения проверок по 294-ФЗ, если 294-ФЗ не соответствует БК РФ в части видов контроля,наличия документа "представление", "заключение"... К тому же, есть полномочия органов ВМФК по 44-ФЗ,где требуется принятие Порядка проведения проверок, а не Регламента. При этом, ни БК РФ, ни 44-ФЗ не ссылаются на 294-ФЗ в части осуществления контроля... Как-то много противоречий.
К тому же надо отметить, что Прокуратура согласовывает Порядки ОМСУ по осуществлению ВМФК, не соответствующие 294-ФЗ без возражений.
Согласна, противоречий много. Но наличие противоречий в Бюджетной кодексе РФ не отменяет нормы 294-ФЗ. Формально, можно все подвести к тому, что 294-ФЗ ограничивает ОВМФК по формам контроля и видам документов из предложенных БК РФ. То есть ОВМФк может проводить только проверки (ревизии и обследования только орган государственного контроля), и направлять только предписания.

Также наличие "Порядка проведения проверок" - как по 44-ФЗ так и по БК РФ - не отменяет наличие Регламента. Порядок принимается муниципальными правовыми актами местных администраций, Регламент - муниципальным правовым актом органа, осуществляющего функции ОВМФК.

То, что пока Прокуратура не проявляет инициативу это хорошо. Будем надеяться, что и дальше так будет. Но есть судебная практика, по которой нормы 294-ФЗ признаются действующими в отношении ОВМФК, хотя наличие противоречий и согласование Прокуратуры, может быть одним из доводов ОВМФК в судебных прениях.
С уважением,
Ким Александра Опоковна
ОФГВК Хабаровского края
___________________________
IMHO - текст опубликованных сообщений не является официальной позицией органа и выражает только мнение и личную позицию человека

  • No avatar
  • *
13 Апреля 2016, 15:45:19
На мой взгляд, в прилагаемом письме Минфина довольно логичное обоснование неприменения норм 294-ФЗ при осуществлении муниципального финансового контроля.
ОВМФК, Ленинградская область